|
Роман Анненков , опубликовано в журнале "Бизнес-журнал" №11 от 27 Мая 2008 года.
Можно торговать обычными товарами. Так, как
делают все вокруг. Однако
в таком случае
и доходы будут совершенно
рядовыми. В стремлении
прыгнуть дольше всех авторы
проекта Jollyjumper
Константин Мыльцев и Игорь
Скоробогатов сделали
ставку на принципиально
новый товар для активного
отдыха — джамперы.
Свежих идей, вооружившись
которыми, можно
было бы покорить мир, на
рынке оборудования
для активного отдыха и
экстремальных развлечений
не обнаруживалось давно.
Волна моды на горные
велосипеды пошла на спад.
Да и не было в
них ничего принципиально
нового. Сноуборд?
Отличная разработка, сделавшая
кое-кого миллионерами.
Однако с тех пор, как в
продаже появилась
первая доска для катания
с гор, прошли уже
многие годы. Примерно такая
картина открылась
весной 2007 года перед
предпринимателем из
Томска Константином Мыльцевым.
Он днями сидел
за компьютером и прочесывал
Интернет в поисках
«чего-нибудь эдакого».
Хотелось обнаружить
что-нибудь инновационное
— готовый товар
или хотя бы проект, позволяющий
стать первым
в перспективной нише. Если
не в мире, то
хотя бы на той части суши,
где говорят по-русски.
Мыльцев перелопачивал сотни
сайтов. Его не
покидало ощущение, что
искомое где-то рядом
— на расстоянии пары кликов
мышкой. Знать
бы только, где щелкнуть!
Чтобы не терять времени
даром, Константин
взялся за просмотр сайтов
китайских и тайваньских
производителей — скорее
по привычке, поскольку
вот уже пару лет участвовал
в эксклюзивных
поставках оборудования
для досуга и спорта,
выпускаемого крупными азиатскими
компаниями.
Опыт работы с иностранцами,
каналы логистики
— все было отлажено и знакомо.
Поставщики
довольно близко, а из Томска
вся Россия как
на ладони. Но не хватало
нового, особенного
товара.
— В общей сложности, я
изучил продукцию,
наверное, нескольких тысяч
предприятий Китая,
— вспоминает Константин
Мыльцев. — И однажды
зацепился взглядом за слово
«джампер»: одна
из компаний предлагала
приобретать у нее
эти устройства. Начал выяснять,
что это такое,
и тут же обнаружил еще
одно предложение,
а затем еще и еще... Мелькнула
мысль: вот
оно, нашлось! Через пять
дней целевого поиска
в Интернете я знал о джамперах
все. Ну или
почти все. Конструкцию
и принцип действия,
структуру мирового рынка
продаж таких устройств...
В общем, при желании мог
уже прочитать целую
лекцию о джамперах.
Лекция не понадобилась.
На то, чтобы убедить
партнера по бизнесу Игоря
Скоробогатова,
владеющего крупным торговым
центром в Томске,
Мыльцеву хватило считанных
минут. Через три
дня удалось связаться с
производителем и
выяснить, что представительства
в России
у него нет. В мире джамперы
под разными торговыми
марками продаются аж с
2004 года, но в нашей
стране ни один из брэндов
официально представлен
не был.
С производителем повезло. Китайский завод,
с представителями которого наладили контакт
Мыльцев и Скоробогатов, не только производит
90% мирового объема джамперов, но еще и обладает
полной свободой по части создания новых брэндов
и развития партнерских отношений. О таком
контрагенте можно было только мечтать.
— Даже с оглядкой на предполагаемые трудности,
— вспоминает Игорь Скоробогатов, — мы смогли
сказать друг другу: будем стартовать. Начали
переговоры с заводом об эксклюзивном контракте
на поставки джамперов в Россию. У нас было
два пути: либо брать готовый брэнд и представлять
его в России, либо создавать новый. То, что
нам предложили (китайский брэнд Flying Locust
— «летающая саранча»), показалось недостаточно
привлекательным с точки зрения названия,
внешнего вида товарного знака и имиджа. Вот
и решили создавать собственную марку.
Как
сделать бренд
Время поджимало, да и первых
результатов
очень хотелось. В итоге
новый брэнд был придуман
за неполные двое суток.
Трое специалистов
по продаже и продвижению
спортивных товаров
во главе с Константином
Мыльцевым при участии
опытного дизайнера придумали
концепцию и
символ товара: джамперам
в России суждено
было стать знаменитыми
под именем Jollyjumper,
или, по-нашему, «Веселый
прыгун».
— Ни у одного брэнда в
мире джамперов нет
предыстории, легенды. А
у нашего — есть,
— уверяет Константин Мыльцев.
— Источник
вдохновения мы обнаружили
в пиратском «Веселом
Роджере» — флаге, украшенном
черепушкой и
костями. Ведь под ним происходили
самые романтические
бесчинства в истории цивилизации!
Jolly Roger
превратился в Jollyjumper,
а мрачный череп
— в веселую рожицу. Сегодня
сюжеты о пиратстве
— благодатная почва для
продвижения любых
товаров. Вот почему на
нашем форуме в Интернете
целый раздел мы посвятили
именно истории
пиратства.
Вообще-то на этапе проектирования
торговой марки у «Веселого
прыгуна» появился
конкурент, не лишенный
известных достоинств,
— блоха. Однако пиратская
эстетика выглядела
куда более перспективной.
Как известно, потребитель
не любит использовать
в речи длинные названия.
«Мерсы», «бэхи»,
«байки», «компы», «ноуты»
— так проще. Оказалось,
что в разговорной речи
марка Jollyjumper
легко превращается в «джолика»
или «джей-джея».
То что надо. Последним
штрихом в процессе
приспособления «прыгуна»
к особенностям российского
рынка стала полная смена
визуального ряда,
призванного сопровождать
маркетинговые коммуникации
с потребителем. Все китайское
стало русским,
а Jollyjumper наконец-то
обрел свое собственное
лицо.
Чудес
не бывает
10 мая торговой марке Jollyjumper исполнился
год. Днем рождения основатели проекта считают
дату растаможки первой партии товара. На
официальную регистрацию товарного знака ушло
около десяти месяцев, но Мыльцев и Скоробогатов
говорят, что это не так уж много. Процедуры,
связанные с регистрацией эксклюзивных прав
на использование товарного знака могут занять
и полтора года, и больше. Впрочем, регистрировать
эксклюзивные права в глобальных масштабах
предприниматели не стали. Слишком уж долго
и неоправданно дорого. Освоить бы Россию
и страны СНГ.
Идеальный проект, в котором
с момента появления
идеи все шло как по маслу?
Разумеется, нет.
И далеко не всегда у крестных
отцов «прыгуна»
были поводы для веселья.
Чего стоил один
только международный контракт,
согласно которому
томские предприниматели
обязаны были в течение
года выкупить несколько
тысяч пар джамперов.
Почти столько же, сколько
поступает на раскрученный
рынок Великобритании!
До конца года Томичи планируют продать в России не менее пяти тысяч пар «джоллиджамперов», в 2009-м — вдвое больше, а затем сбыт должен расти в арифметической прогрессии
|
— Поставить подписи и печати
под такими условиями
было героическим поступком,
— смеется Константин
Мыльцев. — Мы не имели
никаких данных о том,
как будет реагировать страна
на новый товар!
Как правило компаний, занимающихся
продажами
спортивного инвентаря (да
и иностранные тоже),
очень консервативны. Они
в принципе не любят
связываться с товаром,
если тот не гарантирует
стопроцентных продаж. Мало
того, завоз товара
пришелся на май, что объективно
было поздновато:
летний сезон уже накатывал
вовсю. И все-таки
мы решились. Ведь на нашей
стороне были налаженные
партнерские отношения и
репутация солидных
поставщиков. А главное
— действительно сногсшибательная
перспектива джамперов.
Кстати, и сам Китай, где работает крупнейший
завод по производству джамперов, выпускающий
уже полмиллиона пар в год, не слишком быстро
покорился новому товару: на это ушло более
трех лет. Зато теперь владельцы предприятия
довольны: местный потребитель начал в массовом
порядке покупать джамперы.
Другой непростой задачей оказалось согласование
розничных цен и планов окупаемости проекта.
Jollyjumper оказывается сегодня одним из
самых доступных предложений на рынке: флагманская
модель поступает в розницу по цене, не превышающей
11 тысяч рублей за пару, тогда как в Германии
и Австрии аналогичные устройства стоят от
тысячи долларов.
Мгновенной окупаемости не получалось. Зато
появлялась возможность приучить покупателей
к новинке, не отпугивая их высокими ценами.
Мыльцев и Скоробогатов уже вложили в проект
около полутора миллионов долларов и ждут
окупаемости осенью-зимой этого года. Точнее
сказать трудно: новый товар приходится раскручивать
всеми доступными средствами — от собственного
портала jollyjumper.ru до активного выстраивания
отношений с партнерами в регионах России,
а также в Белоруссии, Казахстане и на Украине.
Вывод джамперов на рынок
оказался очень непростой
задачей. Разработка сайта,
подготовка фото-,
видео- и полиграфических
материалов, развитие
сети обслуживания, формирование
склада и
системы дистрибуции расходных
материалов,
необходимость постоянного
общения с торговыми
представителями, проведение
промоакций, создание
пунктов проката и обслуживания...
Были и
неизбежные «трудности перевода»,
связанные
с позиционированием товара.
— Оказалось, что мы и производитель
очень
по-разному трактуем термин
«экстрим», — поясняет
Константин Мыльцев. — Китай,
вообще говоря,
больше склонен к физкультуре,
а европейцы
— почти поголовно экстремалы.
Россия в этом
смысле оказывается где-то
посередине. Так
что общение с производителем
— это постоянный
поиск компромиссов. Зачем
мы их ищем? Как
минимум это лучший способ
влиять на процесс
доработки джамперов, который
идет постоянно.
В целом же отношения с
производителем сложились
вполне комфортные: завод
придерживается строжайших
гарантийных обязательств,
что дает и нам
возможность моментально
реагировать на любые
замечания, высказанные
не только нашим дистрибьютором,
но вообще любым человеком,
купившим джамперы.
Тут мы в одной лодке, ведь
и завод, и наша
компания, и покупатели
одинаково заинтересованы
в улучшении товара.
Другим узким местом оказалась таможня. Оформление
самих джамперов не вызывает вопросов: дорогой
компактный тренажер, все понятно. Чего не
скажешь о комплектующих. Здесь российская
таможня до сих пор исходит из «челночной»
философии. Хочешь возить товар — пожалуйста.
Но как только доходит до комплектующих, условия
немедленно становятся жесткими, а количество
проблем растет по экспоненте.
Прыг-скок
Сайт jollyjumper.ru уже стал одним из самых
популярных в своем сегменте. По крайней мере
ни один другой российский сайт, посвященный
велосипедам или роликовым конькам, никогда
не добирался до столь высоких мест в рейтинге
Google. Отчасти на раскрутку работает информационный
голод: ресурсов, посвященных джамперам, пока
очень мало. Кроме того, томичи не поскупились
на поддержку сайта, выкладывая в Сеть инструкции
и рекомендации, выстраивая диалог с посетителями
на форуме и налаживая обмен любой полезной
информацией, посвященной джамперам.
Джоллиджампер: досье
Джампер — устройство,
позволяющее человеку
в буквальном смысле
прыгать выше головы,
было доведено до
уровня промышленного образца
австрийцем Александром
Бёком в 2002—2003
годах. Впрочем, предыстория
современного
снаряда куда богаче.
Первая модель джампера
Pogo stilts появилась
еще в 1954 году — ее
придумал профессиональный
акробат из Калифорнии,
что позволяло совершать
прыжки на высоту
до трех метров и
бегать трехметровыми шагами.
Публика была в восторге.
А в 1976 году в
Уфе был разработан
первый опытный образец
аппарата «Сайгак»
— гибрида обуви и двухтактного
дизельного двигателя,
позволяющего человеку,
не затрачивая лишних
сил, передвигаться со
скоростью до 20 км/ч.
Внешне современный
джампер напоминает
своеобразный «удлинитель»
ноги, состоящий из
закрепляемой на ноге рамы
и рессоры. Результат
впечатляет: освоившись,
можно бегать со скоростью
до 32 км/ч, прыгать
на высоту более двух
метров, а при должной
тренировке выполнять
еще и немыслимые акробатические
трюки.
Джамперы рассчитаны на определенный вес прыгуна, так что, используя модели с более мощной рессорой, профессионалы способны совершать куда более высокие прыжки, чем с моделью «по весу». Тех, кто использует джамперы, в честь изобретателя стали называть бокерами, а сам процесс — бокингом.
|
Основатели компании уверены,
что со временем джамперы
повторят историю
лыж. Ведь сегодня это давно
уже не дощечки
с загнутыми носами! До
сих пор изменения
в конструкции джамперов
носят скорее косметический
характер, однако вскоре
наверняка появятся
снаряды, ориентированные
на фитнес, спорт
и экстрим.
Пока аппетиты Константина Мыльцева и Игоря
Скоробогатова не простираются дальше России
и СНГ. Не освоив свой рынок, странно было
бы браться за строительство торгово-логистических
систем в других странах. Так что главный
приоритет сегодня — формирование партнерской
сети на постсоветском пространстве.
— Развитие проекта мы видим
в том, чтобы
дать заработать как можно
большему числу
партнеров, — говорит Мыльцев.
— Продажи джамперов
— это само собой разумеющаяся
вещь. Дальше
— страховые услуги и продвижение.
Мы надеемся
найти промоутеров, которые
захотят сделать
себе имя на грамотном,
масштабном продвижении
нашей продукции. Тем более
что мировой опыт
свидетельствует: использование
джамперов
в любых акциях, любых шоу
дает потрясающий
результат. Даже банк Цюрих
два года назад
снял шикарную рекламу с
использованием джамперов
и слоганом «Банк Цюрих
— будущее цивилизации».
В рекламе уже активно используются
паркур, роликовые доски, лыжи, коньки. Но
тот, кто первым начнет показывать джамперы
в своих роликах, станет фантастически популярен.
Недавно мне звонил товарищ из Шаолиня. Говорит,
монахи дали «добро» на то, чтобы сняться
в рекламных роликах джамперов. Они там вообще
в восторге. Так или иначе, мы заложили в
бюджет проекта солидную долю рекламы, что
попросту неизбежно. Но одновременно это еще
и забота о наших нынешних и будущих партнерах,
которым не придется осваивать информационную
целину с нуля.
Томичи планируют продать
в России до конца
этого года не менее пяти
тысяч пар «джоллиджамперов»,
в 2009-м — вдвое больше.
Дальше, согласно
планам, сбыт должен начать
расти в арифметической
прогрессии (продажи весьма
популярных ныне
сноубордов росли в свое
время куда медленнее).
Дополнительным источником
дохода может стать
продажа аксессуаров и расширение
их ассортимента.
Пока на «расходные материалы»
приходится
10% от общей суммы продаж
«джоллиджамперов»,
однако Мыльцев и Скоробогатов
намерены как
минимум удвоить эту цифру.
А пока в Томске,
Москве, Красноярске и некоторых
других городах
страны упорно тренируются
первые команды
про-джамперов — будущих
«икон» бокинга. Опять-таки
общемировая практика: подражать
профессионалам
готовы миллионы.
Похоже, Мыльцев не зря потратил несколько
дней на то, чтобы обнаружить на просторах
Интернета новую коммерческую идею. Есть в
джамперах что-то абсолютно уникальное. То,
чего не было прежде: тренажер и спортивный
снаряд в одном лице. С джамперами можно соревноваться
и тренироваться, заниматься фитнесом и щекотать
нервы настоящим экстримом. Кроме того, застенчивым
молодым людям джамперы сегодня рекомендуют
в качестве надежного способа изменить мнение
окружающих о себе. Говорят, метод работает
без сбоев.
— Когда становишься на
джамперы, немедленно получаешь колоссальный
заряд энергии, — уверяет Мыльцев. — А главное,
выражение «прыгнуть выше головы» больше не
метафора.
Роман Анненков
Все статьи >>>
|
|